Донбасский город Горловка сейчас, несмотря на обстрелы, понемногу восстанавливает коммунальную и социальную инфраструктуру. Во многом благодаря братскому Кузбассу. В Горловке уже два года работают аварийно-восстановительный отряд ЖКХ Кемеровской области, а еще врачи из разных медучреждений региона. И трудятся они все тоже с риском для жизни. В эксклюзивном интервью «Комсомолке» мэр Иван Приходько рассказал, чем дышит город у самой линии боевого прикосновения, какие мирные планы строит и кому и ради чего готов лично готов протянуть свою руку.
За детей страшно, за себя - нет
- Иван Сергеевич, насколько сейчас, в эти дни тревожно в городе?
- Позавчера по центру города полпакета «градов» отработало, а вчера прилетело в музей и вещевой склад. До этого бомбили рынок «Александрия» у жилмассива «Солнечный». Дня нет без прилетов. Сегодня два дрона-камикадзе в кабины трамваев прямиком. Одну женщину спасли, вторую тоже с минно-взрывной травмой сейчас оперируют наши и кузбасские хирурги, которые приезжают в командировки. Молюсь, чтобы и эту несчастную женщину спасли.
- И врачи под прицелом сейчас, и вся больница, получается, она ведь на ладони стоит на проспекте Ленина?
- В любую минуту может прилететь, как в этом феврале два «Хаймерса», 500 окон сразу навылет. Окна вставили, но в те чудовищные минуты артобстрела в операционной врачи боролись за жизнь нашего бойца. Хирург всем приказал немедленно выйти, решив в одиночку закончить операцию. Так вот, ни один человек не вышел, даже кузбасские наши друзья, совсем не привыкшие к обстрелам.
- А вам, привыкшему к прилетам, по-настоящему страшно бывает, ведь до конца, мне кажется, к этому нельзя привыкнуть?
- За себя нет, за людей да. Особенно за детей. Вот это моя самая болевая точка. Кажется, столько видел за эти годы, но до сих пор не могу забыть прилет двухлетней давности по одному району, прямо по игровой площадке. Одна девочка погибла, второй руку и ногу оторвало, а она танцовщица. Спасли, в Москве поставили протезы, и она снова танцует, понимаете, так же красиво, как раньше. Нечеловеческая детская победа над злом!
Готов прибить, потом простить
- Какие еще эмоции вместе с болью переполняют вас, когда видите смерть ребенка, взрослых, их страдания?
- Злость, ненависть, хочется разорвать эту часть искалеченного мира, которая взяла на себя ответственность лишать людей мирного счастья. Я вспоминаю слова известного журналиста, уверенного, что жителей украинских городов нужно предупредить о наступлении для их выхода за город, а потом сравнять все к чертовой матери с землей. И не важно, успел кто-то выйти или нет. Но есть и другая точка зрения известного блогера о том, что там наши люди, которые, по сути, ни в чем не виноваты. Просто им за эти годы мозги промыли, но у них есть шанс прийти в себя. И здесь правда, наверное, более близкая к истине. Да, украинцы - это наш братский народ. И эту мысль обязательно оценят наши потомки, она настоящая, верная. И через 50 лет вспомнят не о том, кто кого и как убивал, а кто кого как сберег. Я не верю, что люди, воспитанные великой державой, на великих примерах могли окончательно сойти с ума, не верю. И мы, и украинский народ заслужили счастья, а Донбасс выстрадал Россию всеми своими клеточками.
- Иван Сергеевич, тогда, в 2014 году многие жители Донбасса испугались и уехали из Горловки, бросили родину. Но наверняка после победы кто-то захочет вернуться. Готов ли Донбасс, в частности Горловка, принять их и простить?
- Не суди и не судим будешь. Так все изменилось за это время, действительно. Те, кого мы считали друзьями, стали врагами. А скромные, незаметные люди оказались настоящими патриотами. Они пошли воевать, встали у станков, начали восстанавливать под обстрелами коммуникации, продолжили лечить, учить. Вот это патриоты. У меня мысли никогда не было упрекать маму с детьми, уехавшую из-под обстрелов. У меня было недоумение, когда видел на КПП уезжающих из родного Донбасса здоровых мужиков-мордоворотов. А навстречу им добровольцами защищать Донбасс шли парни из других регионов России. Оно им надо? А надо, оказывается, потому что мы единый народ. И у меня такая злость к первым и восхищение вторыми. Парни сейчас воюют под Горловкой, к примеру, с Камчатки и Дальнего Востока, из Якутии, самых разных областей и краев по велению сердца в первую очередь. От маленькому к большому отодвигают врага для того, чтобы дети наши просто пошли в школу, а не учились больше дома на дистанте.
30 километров до детского счастья
- Говорят, что уже в сентябре-октябре школьники вернутся за парты, это так?
- Каждый день, говорю же вам, прилеты. И я должен подписать губительное распоряжение о возобновлении учебных занятий в школах?! У нас одна школа полностью разбита, остальные 50 частично, в большей или меньшей степени повреждены. Мы думали возить ребят в соседний, относительно спокойный город Енакиево, но это дорога, на которой тоже может произойти беда. Дети пойдут в школу, когда линия фронта отодвинется от Горловки минимум на 30 километров, когда дальнобойные ракеты перестанут до нас доставать. И школы готовы в материально-техническом плане принять учеников. Есть учебники, компьютеры, мебель, спортинвентарь. За пять дней восстановим учебу.
Живем и восстанавливаемся
- С приходом России за два года что успели сделать в Горловке?
- Проложили пять тысяч инженерных сетей по 453 адресам, сократив изношенность коммуникаций, стабилизировали работу общественного транспорта, почти полностью интегрировались в социальную среду, налоговую и финансовую системы России. Частично избавляемся от кадрового голода в медицине. Спасибо за все это нашему региону-шефу Кузбассу. И все же рабочих рук не хватает. Материалы есть крыши менять на домах, износ кровель составляет 75%, а работников нет. Кто воюет из мужчин, кто просто боится, я таких не осуждаю, у людей семьи, дети.
Шахтам - нет, «Стиролу» - да
- Украина своей агрессией остановила в городе все шахты, крупнейший в стране машиностроительный завод и мировую химическую глыбу - концерн «Стирол». Есть у этих предприятий будущее?
- У шахт, скорее всего, перспектив нет, они затоплены серьезно и продолжают топиться. Машзавода будущее туманно, его легче заново построить. А вот «Стирол» точно ждет новый рассвет. Туда зашел новый инвестор из России, он уже начал платить зарплату работникам, поддерживающим завод, после победы запустим, оборудование в основном не пострадало. Но пуско-наладочные работы займут не менее года. С кадрами проблема. Людей переманили на другие предприятия, они там осели, многие создали семьи. Будем привлекать из других регионов и воспитывать свои кадры.
Будем строить новый город
- Подмечено, цены на жилье выросли в Горловке, в Донецке выросли, значит, возвращаются люди?
- Все понимают, что рано или поздно придет мирная жизнь. А климат у нас хороший, теплый. И люди, в том числе военные, хотят здесь жить в будущем. Поэтому мы намерены развивать строительную отрасль. В дальнейших планах возвести в Горловке крупный жилой микрорайон, переселить в него в рамках реновации людей из вымирающих шахтных поселков. Дзержинск - соседний город, который сейчас освобождает наша армия от нацистов, скорее всего, присоединится к Горловской агломерации. Будем строить в других районах. Наш город хоть и не областного значения, но по территории шире Донецка на 100 квадратных километров, а будет больше столицы ДНР в ближайшие годы еще на 60 километров.
Руку протяну врагу для мира
- Знаю, вы убеждены в скорой победе, мы все в нее верим. А какой она, по-вашему, будет, наша победа?
- Думаю, что все закончится за столом переговоров и все произойдет, считаю, на наших условиях. Руку для этого протяну недругам, переступлю чрез свое «эго». А если не захотят мира, будет по-плохому для врага - мы его просто окончательно уничтожим, как немцев в 45-м.
- Какими будут ваши первые шаги после победы, Иван Сергеевич?
- Накрою большой стол, может быть, не за горизонт, как мечтал Александр Владимирович Захарченко, посажу за него кого смогу, наших всех. Жену об этом свою уже предупредил. А потом за дело. Будем дальше срочно строиться, восстанавливаться, жить.
Источник: https://www.kem.kp.ru/daily/27622.5/4972467/